Rambler's Top100
  
  

Традиционная культура

А. Залялиев
"Традиция кулачных боёв в глубинке Нижегородской губернии"

-1- -2-

Как по всей Руси, в Нижегородской губернии, практически до "Хрущевской оттепели" сохранялась традиция кулачных боев во время народных гуляний в праздничные дни. Престольные праздники собирали на службу в сельский храм большое количество народа из деревень прихода и окрестных сел. Часто, после праздничных богослужений, на центральной площади устраивались ярмарки, которые украшали своими выступлениями самодеятельные народные музыканты и певцы, конечно на гуляньях во время ярмарки проводили различные состязания на ловкость, быстроту и силу. На особом же почетном месте среди развлечений престольного дня стояли состязания бойцов кулачников. В нашей местности они назывались дральческие бои. Ради участия в этих состязаниях на праздники приезжали именитые дральщики из дальних сел, и даже из других уездов, а в советское время - районов. Известен случай, когда записным бойцом дральщиком была женщина. В каждом селе и деревне было специально отведенное место для проведения поединков - дральческий сарай. Иногда это была просто площадка, огороженная плетнём или частоколом, иногда крытый двор, но тоже с отведенным местом для боя. Крытые сараи в основном были в селах, где престольные праздники приходились на осенний период: Покров, Введение, Воздвижение, Дмитрия Солунского, Михаила Архангела и т.д.

Бои один на один разделялись на два типа схватки: полюбовно, что еще по другому называлось по жребию, по разам или раз на раз, и врасхлестку, этот вид еще именовали петушиный или свободный бой.

Перед боем "полюбовно", метали жребий - кому первому ударять. Затем по очереди наносили друг другу удары, пока кто не сдастся. Однако не редким явлением было и окончание боя с первого удара. Неписанными, но очень четко оговоренными правилами, запрещалось ударять в лицо, под душу (в солнечное сплетение), в пах, и, если выходила в поединок женщина, то ей не били также в грудь. Один из самых популярных первых ударов - в плечо сильной руки противника. Бойцы все знали друг друга и учитывали кто соперник - правша или левша. И если повезло со жребием, то "первенца" наносили по той руке другого поединщика, которой он мог бы сам нанести сокрушительный удар. От удачного удара руку могло "прострелить" она на время выходила из строя.

В памяти стариков - выходцев из сел границы Бутурлинского и Перевозского районов Нижегородской области - до сих пор хранится случай, как в самом начале ХХ в. на дральческом бою в день Казанской иконы Божией Матери в селе Большие Кемары, один из бойцов потерял руку. Причем сокрушительный удар сопернику нанесла, участвовавшая в боях женщина, которая специально ездила из Княгинина по таким состязаниям. Местный житель отказался от права бросать жребий, посмеявшись, что мол "еще с бабой я жребий не тягал, пусть первая бьет". Этот крестьянин был известным дральщиком и соперница знала, что он левак (левша), потому и жахнула ему по плечевому суставу левой руки своей ударной правой. От удара рука противника оторвалась в суставе и повисла на плече, держась лишь на коже и сухожилиях.

Кроме ударов по плечам и рукам популярны были удары в грудь, сбоку по ребрам, сбоку в живот и даже по бедрам. Тот кто принимал удар, не имел права уклоняться, отступать, сбрасывать удар или защищаться руками. Руки опускались вдоль туловища. Тело напрягалось. Говорили: "стоит попом", т.е. как священник в торжественные моменты службы, не переступив, не шелохнувшись. Бьющий же мог использовать определенные хитрости: показать замах с правой, а "вдарить" с левой или наоборот, показать что замахиваешься на грудь или плечо, а ударить в область почек или печени. Можно было бить классическим ударом кулаком, и молотковым, причем молотковые удары могли быть нанесены как нижней (ребра ладони), так и верхней (у большого пальца) стороной кулака. На каждый бой дральщики, выходящие биться, сами выбирали себе из присутствовавших судью, того, кому оба доверяли. Судья давал команду к началу боя и следил, что бы бьющий не наносил запрещенных ударов. Если же у кого-то из соперников проходил удар, применение которого исключали правила, то нарушитель подвергался общему осуждению и позору на долгое время. Длительный срок он не имел права участвовать в боях. Потом должен был каяться перед собратьями, и артель дральщиков выносила ему приговор: или принять его раскаяние и допускать до состязаний, или исключить навсегда. Перед началом боя кулачники сбрасывали друг перед другом боевые рукавицы, молились, кланялись друг другу, тянули или бросали жребий, затем снова надевали рукавицы и по команде судьи: "Господи, благослови", или "С Богом" начинали битву.


-1- -2-