Rambler's Top100
  
  

Традиционная культура

Потрепалов А.
«Борьба моего дедушки»
(Спортивная жизнь России 1995 №6)

Про неё мне рассказал мой дедушка - Елизвой Игнатьевич Потрепалов. Сейчас ему 81 год, и живёт он в Томске, а родился и вырос он в деревне Широково Ялуторовского района Тюменской области. В тех местах почти все жители были из староверов, в том числе и мои предки. Многие из них ушли в Сибирь ещё в XVII веке, сразу же после раскола русской церкви. Старообрядцы свято хранили не только свою веру, но и многие обычаи. Мальчишкой дед был свидетелем и участником народных гуляний и своеобразных спортивных состязаний. Он рассказывал и про борьбу, которую сельчане называли просто "руськой".

Боролись в теплое время года, каждое воскресенье. Особенно большие состязания были в Духов день, на следующий день после Троицы. Боролись в "кругу", диаметром около 15 метров. Место выбирали мягкое, иногда посыпали песком. Перед борьбой участники разувались и повязывали "опояску" - широкий тканый пояс, через левое плечо и вокруг талии. В качестве опояски обычно брали веревку "постромку", а иногда портяную опояску давали зажиточные мужики. Длина опояски была более 2 метров.

Захват был такой: правой рукой на левое плечо соперника, точнее немного сзади за плечом; левой рукой - на поясе. Отпускать захват во время схватки нельзя. Приёмов было всего три:
     1) "с носка" - боковая подсечка правой ногой;
     2) "с крюка" - бросок зацепом изнутри правой ногой;
     3) "с холки" - бросок через спину подворотом направо. Это был самый эффективный приём.

Сначала борцы кружили, пошатывая соперника то на себя, то от себя, выбирая удобный момент для броска. Дед об этом говорил так: "Водят, пошатывая, - раз и свернул носком" или "усалил на все лопатки", или "бросил с холки". Дед подчёркивает большое значение ловкости, она главнее силы - "Другой маленький, да ловкий - раз, силача и уложит".

Обычно победитель определялся по первому же удачному броску. Но когда побеждённый с доводами оспаривал результат, то боролись ещё раз. Было возрастное деление: сначала выходили ребятишки, лет с четырёх, потом постарше. Судей не было, победителя определяли все присутствующие. Когда борцы вздорили (обычно мальчишки, то мужики их разнимали. Выработки приёмов или тренировок не было. Но когда выходили ребятишки взрослые их учили борьбе - "приучали", как говорит дедушка. Они поправляли, подсказывали.

Местным чемпионом дедушкиной молодости был Фролка. Фамилия его была тоже Потрепалов, но жил он в другой деревне, и специально приезжал в Широково для борьбы. Вот как рассказывает об этом дедушка: "Обычно Фролка человек 20 -30 одолеет. Потом снимет опояску, и швырнёт её вверх, и все кричат: "Ура!". Фролка был самым известным борцом и силачом в нашем округе: он мог перекреститься двухпудовой гирей и легко перебрасывал её через ворота.

В Духов день состязания сочетались гуляниями: в "борском кругу" боролись, а в других местах парни с девушками играли или плясали под гармошку. Деревня была большая - 400 дворов, много народу в борьбе участвовало. Обычно - улица на улицу, иногда деревня на деревню. Так велось, как говорит дедушка, "искони веков, испокон веку боролись".

Борьба имела важное значение в жизни деревенской общины. И дедушка Елизвой Игнатьевич часто говаривал: "борьба - сурьёзное дело".

Томск