Rambler's Top100
  
  

Традиционная культура

Ехалов А.
"Атаман зелену кепочку на землю положил"

-1- -2-

Говорят, что Шаляпин не любил гармошку и вместе с нею порождение ее - частушку. Однако этот немецкий инструмент нашел такой живой отклик в народной душе, что сегодня скорее можно говорить о том, что гармошка - инструмент чисто русский и немецкого в нем не осталось и капли... Вряд ли и немцы станут оспаривать свои приоритеты на гармонь.

Однажды мы сидели в застолье с немецкими друзьями и много пели под гармонь. Вернее пели только мы, русские. Немцы молча сопереживали нам. А потом бывшие среди них девицы и вовсе расплакались. Немцы объяснили, что они свое народное искусство, песенное творчество полностью утратили и теперь могут отдыхать только под магнитофон.

Я думаю, что такие утраты несут по за себе большие последствия. Народ, перестающий воспроизводить собственную культуру, на мой взгляд, начинает терять свою пассионарность, то есть свою внутреннюю энергию, дерзновенность. Такой народ быстро стареет и дряхлеет и его начинают теснить народы, в коих этой дерзновенной энергии больше...

Гармонь и частушка, как мне кажется, имеют огромный энергетический потенциал и способны пробуждать в русском, да только ли в русском человеке мощную ответную реакцию, подобную скрытому атомному реактору.

Кто видел и помнит прежние деревенские гулянья, тот понимает, о чем идет речь. Представьте себе ватагу деревенских крепких, дерзновенных ребят, в пятьдесят, а может, и сто человек, которые под гармонь, да не одну, с частушками, уханьем и гиганьем движутся на гулянку в соседнюю деревню. Железные тросточки их волочатся по каменухе, высекая искры, в руках на цепочках играют гирьки...

Мы железными цепями
     Разобьем чугунный мост.
     А кто заденет атамана
     Измолотим, как овес...

Сопровождавшие деревенские гулянья драки и поножовщина, целые сражения, когда огромные поленницы разбирались в несколько минут, а от огородов оставались одни прожилины, воспринимались просвещенной публикой как дикость и бескультурье.

В 1917 году на Вологодчине вышла в свет маленькая брошюрка "Лежский фронт", рассказывающая о традициях кулачных боев и драк среди населения бывшего Лежского уезда - ныне это Грязовецкий район. Так вот, автор приводил в ней такие цифры: за годы первой мировой в драках и поножовщине в Лежском уезде погибло больше мужского населения, чем на фронтах.

Не могу судить, насколько справедлива эта статистика, но одно можно сказать, что боевой дух русского человека и, прежде всего вологжанина, в те времена был намного выше.

Вряд ли мог появиться какой чужак в пределах деревни и тем более повести себя оскорбительно в отношении ее жителей. Расплата наступала мгновенно.

Очевидцы рассказывают, что во время второй мировой войны нередко были случаи, когда наши бойцы ходили в психическую атаку против немцев с гармошками. По флангам и в центре шли гармонисты, играя вологодскую "под драку" или тверскую "бузу", или уральскую боевую "мамочку". При этом бойцы издавали характерное хорканье или мычание. На немцев эти атаки наводили непреодолимый ужас. Массовый героизм, проявляемый нашими ребятами на всех фронтах, объясняется вовсе не заградотрядами, про которые все пытаются рассказать нам правдолюбцы, а внутренней дерзновенной энергией народа, растерять нам которую никоим образом нельзя.

Я сам когда-то хаживал под гармонь в соседние деревни и знаю, насколько поднимает человека, его боевой дух настоящая гармонная игра и частушка.

Я привожу здесь десятка три таких вот боевых частушек, каждая из которых, словно отлитый в кузницах народной души боевой заряд.

Частушки хулиганские

Вологодские приехали,
     На лампочки глядят.
     Скоро, скоро эти лампочки
     Под лавки полетят...


-1- -2-