Rambler's Top100
  
  

Традиционная культура

Базлов Г.Н.
"Боевая тростка"

-1- -2- -3- -4-

Боевая палка тростка одно из наиболее любимых, широко распространённых видов оружия боевой артели. Традиция боевой тростки получила широкое развитие на территории Тверской, Псковской, Новгородской, Вологодской областей.

Изготавливали трости приблизительно одинаково повсеместно. Для этого использовали берёзу, вяз, дуб, ольху, но чаще всего можжевельник и осину. Осина, к тому же, отпугивала нечисть, осиновый кол вколачивали в могилу колдуну "чтоб мертвяк не ходил". У этого дерева, как ни у какого другого выражены боевые - поборающие качества, как мифические, так и реальные.

В д. Сельцо Удомельского р-на, сразу после ледохода все мужики и парни, шли в Бабинское болото вырезать осины под тростки.

Здесь существовал обычай оставлять на древке комель - "набудыгу", который старались выбрать поразлапистее и покряжистее. Возвратившись в деревню, с осины обдирали кору, стараясь не задеть дерево ножом, потом троску долго обжигали на костре, попеременно отмывая её от сажи и шлифуя травой с песком. Это делалось до тех пор, пока древесина не принимала густо - чёрный цвет и не переставала пачкаться. После этого на троску ножом наносился традиционный узор.

В Рамешковском районе узоры наносились на берёзовой тростке, по коре, после чего тростка обжигалась, кора снималась, и на палке оставался негатив чёрно-белого узора.

Иногда, как в селе Рождество Рамешковского р-на, верх палки искривлялся, такую форму тростки называли "клюшка". Ещё не обожёную палку обмазывали глиной в месте будущего изгиба и разогревали это место на костре. Размягчённую древесину палки изгибали, подвязывали верёвочкой и сушили, потом наносили узоры.

Весенний поход за тростками воспринимался как своеобразный праздник, повторяющийся ежегодно. К этому времени старые тростки приходили в негодность, ломались, либо их жгли.

Изготавливали обычно несколько палок, одна для ходьбы и боя, другая для праздника, такая тростка хранилась дома и редко выносилась. Наряду с обычаем ежегодной смены тросток, существовала традиция сохранения дедовских и прадедовских палок, передаваемых в роду как память о предках, служивших семейной реликвией.

Такие родовые тростки хранились обычно на чердаке, либо стояли в избе в углу.

Боевая палка хозяина дома (деревянная или железная) находилась, как правило, около входа, чаще всего в углу противоположном бабьему куту. Место выбиралось не случайно, "Чтоб на входе встречать, если кто полезет".

У выхода из избы, так же было принято ставить топор, вешать ружьё. Это место, символизирующее мужскую силу в доме находясь напротив женского угла, создавало оппозицию мужского и женского начал в избе, наряду с противоположностями мирского и божественного: печь- красный угол.

Гость, входивший в избу, оставлял тростку на улице либо на крыльце, старикам не возбранялось входить внутрь избы с палкой. Узоры, наносимые на тростку, типологически достаточно устойчивы повсеместно. Старики обычно отрицают устойчивую последовательность нанесения узоров в своей артели. Однако некоторые локальные особенности существуют, так как те же самые люди устанавливают по тростке принадлежность хозяина к тому или иному округу, деревне, партии.

Большинство узоров выполняют функцию пиктографического письма.

Первый разряд символов мы условно назовём " артельные узоры". Они состоят из комбинации устойчивых знаков сложившейся в той или иной боевой артели и сознательно или по инерции наносимых на тростку всеми артельщиками.


-1- -2- -3- -4-