Rambler's Top100
  
  

Традиционная культура

Базлов Г.Н.
"Артели и округа"

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8- -9- -10- -11-

Традиции артельной организации в России.

Артельная - общинная организация общества характерна для России с самого начала ее существования. В основе артельной социальной структуры, на наш взгляд, лежит архетип древней родовой формы самоорганизации общества восточных славян. Не случайно в большинстве подобных образований, члены групп находятся в ритуальном родстве.

Например:

1. Княжея дружина.
     Ближние бояре они же огнищане (по А.Е.Преснякову) - Относящиеся к Дому князя, способные усесться вокруг одного огнища. Старшие дружинники - дядьки. Им подчиняется младшая дружина - отроки. Князь - глава княжего Дома. Во всех этих случаях подчиненность и отношения описываются в терминах родства.

2. Казачий круг.
     Глава казачьего общества - атаман-Отаман, он же батька. Этимология слова отаман очевидна - "ота - по-тюркски отец, и корень в русском слове "отец", "тата". "Ман" - человек, мужчина и у индоевропейцев и у тюрок. Получается "отец людей", или "отец мужчин" - батька. Обращение, принятое друг к другу - "братчики", "браты". Широко распространены формы ритуального породнения, кровное братание, обмен крестами, названое братство. Состарившиеся козаки называются "сивоусые диды" (по Яворницькому)

3. Разбойничьи шайки.
     Практически во всем точно повторяют казачью структуру, с той лишь разницей, что обычно отвергаются обществом и объявляются социально опасным явлением. Что нередко было и с казаками (пример казаки-разбойники, воровские казаки).

4. Церковные приходы.
     Глава прихода - батюшка - отец, окормляющий своих чад (детей). Внутри прихода принято обращение друг к другу - братья и сестры, у возрастных - отец и матушка. Само собой подразумевается родство во Христе.

5. Ушкуйники - повольники.
     Ушкуйная дружина возглавляется атаманом - батькой (термин старый, еще князь Михаил Ярославич пишет князю Георгию: "Возвращаю свободу супруге твоей, брату и всем новгородским атаманам". Дружинники - братья, внутри коллектива широко распространены ритуальные формы родства.. Крупные религиозно-военные союзы ушкуйников-повольников так и называются "братчины" (пример "братчина-Никольщина" в Новгороде. Их дружины возглавляются атаманом, остальные называются братьями. (былина Сорок калик со каликою). Вероятнее всего эти организации воинов-паломников возникали временно (как например паломничество Василия Буслаева, князя Довмонта и др.) для совершения паломничества и потом распадались. Не исключено, что они могли быть и постоянными, тогда их составляли "военнослужащие в отставке", позже принимавшие монашеский постриг (Илья Муромец, богатырь Костя Новоторжанин, тверской князь Михаил Александрович и др.). Можно предположить, что эти объединения могли быть постоянно приписанными к тем или иным военно-религиозным организациям (подобно ордену) - "братчинам", так как они совершали регулярные паломничества по налаженным маршрутам ("Сорок калик со каликою" привычно остановились у князя Владимира, или в былине "Как Василий Буслаев молиться ездил" он останавливался на острове Куменском у казаков). Вероятно, каличьи дружины могли быть неким структурным звеном, связывающим воинские и религиозные общины в единую социальную структуру.

6. Скоморошьи ватаги.
     Например, в былине Вавила и скоморохи.

7. Офицерские собрания.
     Подобные объединения сохранились в императорской армии до начала 20 века. В элитных частях, например в полку Лейб-гвардии ее Величества Синих кирасир, воинское братство (офицерское собрание) регулировало все стороны жизни своего члена, - начиная с манеры одеваться и до выбора невесты. Попасть на службу в полк можно было только доказав принадлежность к столбовому дворянству, причем собрание само проверяло всю родословную. Вступить в брак можно было только с разрешения офицерского собрания, и только с девушкой, принадлежащей к конкретному социальному слою внутри дворянства, чьи несколько предыдущих поколений ни разу не запятнали женской чести. Это социальное образование очень напоминает орден: "Каждая команда, каждый эскадрон имел свою икону. Находилась икона эта в казармах, в специальном киоте, и была убрана серебряной ризой. Перед иконой днем и ночью горела лампада. Богоматерь или святой, изображенный на этой иконе, считался как бы покровителем данного эскадрона." В полку был свой особый праздник - "Но помимо эскадронных праздников, был еще и грандиозный половой праздник. У нас он праздновался в Николин день - 9 мая, потому что наша полковая церковь была в честь Николая чудотворца, являвшегося таким образом покровителем Синих кирасир на небесах." Несмотря на близость к нашему времени и лучшее в империи образование офицеров, полк сохранял целый ряд признаков организации характерных для древнего патриархального рода.