Rambler's Top100
  
  

Традиционная культура

Базлов Г.Н.
"Мифология удара"

Удар в боевой и ритуальной практике воспринимался не только как начало разрушающее, но и как созидающее.

Удар, как бы, передавал новое качество человеку или предмету, разрушая при этом его прежнее ветхое состояние.

Удар должен был "выбить дурь" из ребёнка и "вдолбить", "вколотить" в него хорошие навыки и нормы поведения. " Для того его учитель бил, чтобы он молодчиком был". При наборе в дружину и посвящении в дружинники удар не только испытывает, но и передаёт устоявшему на ногах, новое качество, иное самоощущение и более высокий социальный статус. Подобную традицию посвящения ударом руки или клинка мы обнаруживаем и в западноевропейской - рыцарской традиции.

Удар воспринимался как целитель. Первое, что встречал ребёнок, родившись на свет - это удар повитухи "...шлёпнешь его по попке, он закричит и задышит...". Ударом излечивали кашель постукивая по грудине, помогали подавившемуся поколачивая по спине, запускали сердце (непрямой массаж сердца при искусственном дыхании), "подковывали" ребёнка, чтоб был здоровым:

     "Кую-кую ножку, правую немножко
     Левую маленько, кую хрошенько.
     Вот гвоздь. Вот подкова. (В этом месте удар.)
     Раз-два и готово.(Удар по стопе)

Удар - законодатель (рукобитие) был одним из ключевых моментов свадебной обрядности и при заключении договоров и решении споров. "...Я ударилсэ ведь с князем е велик заклад, Я не во сти рублей, да не во тысяци, о своей я молодецькой буйной головы..." Если мужика, сбежавшего с драки и бросившего своих товарищей, изгоняли из артели, то к нему "...подходил утаман и говорил - "Зачем же ты мене покинул?" и бил его, потом тоже все делали. После этого он и жениться - то не мог. "Всем позорно за него пойти".

В волшебных и эпических произведениях удар является формой преображения и получения особой силы. Чтоб обернуться кем-то нужно обязательно удариться об пол или о землю.

Ударом передается сила от одного к другому: "Как старик научил, так царевич и сделал: выбрал себе богатырского коня, ночь переночевал поутру рано встал, растворил ворота и собирается ехать. Проговорил ему конь человеческим языком "Иван- царевич ! Припади к земле, я тя трижды пихну "Раз пихнул и другой раз пихнул, а в третий не стал: "Ежели в третий пихнуть - нас с тобою земля не снесёт! В прежней бойцовской среде, да и до сих пор среди мужчин удар применяется как форма приветствия. "Подошли, стукнули друг дружку по плечам, привет! или в грудь". Вероятно, такое приветствие восходит к весьма древним формам воинского этикета (вспомним встречу Тараса Бульбы с сыном). В пользу нашего утверждения говорит также письменная и устная формы приветствия "Челом бью" (т.е. кланяюсь с ударом) и просьба "Челобитная" (т.е. усердно кланяюсь, с ударом).

Можно, подытожив, выделить такие, наиболее наглядные, функции удара в традиционной культуре:

     1. Удар-разрушитель.
     2. Удар-созидатель.
     3. Удар-законодатель.
     4. Удар-передача силы.
     5. Удар-передача качества.
     6. Удар исцеляющий.
     7. Удар, восстанавливающий порядок и справедливость.
     8. Удар-приветствие.

Обобщая, можно выделить основные функции удара. Это - средство, передающее некую силу и восстанавливающее утраченное равновесие сил.