Rambler's Top100
  
  

Буза - боевой пляс

Баглай В.Е.
Этническая хореография

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8- -9-

Исключительное многообразие народов и культур современного мира формирует его необычайно мозаичную картину. При этом важнейшей составляющей неповторимого и уникального облика любого народа мира является его народное художественное творчество. Оно существует до тех пор, пока существует народ (др. греч. этнос), и наоборот. В этой связи этнографическое исследование народов, изучение становления и развития их культур и цивилизаций приобретают несомненную актуальность.

В этнологической этнографической науке отсутствует общепринятое определение танца, но, как правило, авторы ограничиваются общим описанием — под «танцем» понимается вполне конкретный набор телодвижений, совершаемый человеком в определенной, специфической ситуации. Исследователи выделяют несколько основных теорий сущности танца, как одного из важных составляющих традиционной культуры. Так, с точки зрения сторонников функционализма, танцевальная культура, в данном случае в традиционном обществе, является зримой иллюстрацией и демонстрацией определенных социальных отношений в обществе, например статуса, занимаем человеком в обществе. Танец — форма коммуникации, связи между представителями разных категорий, традиционного общества: например, шаманский танец является способом утверждения роли и функций, выполняемых шаманами в той или иной социальной Системе. Есть так же иные подходы к определению танца. Так, известная теория эволюционизма рассматривает танец как закономерный результат развития человеческого общества. Теории, опирающиеся на традиции психоанализа, выводят природу танца из особенностей человеческой психики. Есть свои взгляды на природу танца в так называемых теориях паттернов или моделей культуры, культурных конфигураций. Наконец, известна теория танца, как уникального явления культуры в рамках особой системы взглядов, так называемой хореометрии (она прослеживает, как стили танцевального движения связаны с социально-экономическими уровнями жизни в определённой культуре).

Как бы то ни было, важной специальной частью художественной традиции и творческой деятельности народов является фольклорный или этнический, национальный танец. Для обрядовой культуры традиционных обществ характерно практикование мистериальных действ, постановок религиозного характера, воспроизводящих события важнейших мифов тех или иных народов. Именно поэтому в них велика роль костюма, масок, танцевальной атрибутики, демонстрации их во время танцевально-обрядового действа. Подобные традиционные мистерии рассматриваются этнографами как часть танцевальной культуры.

Теоретической основой этнической хореографии являются различные теории и методологии, используемые современной общественной наукой и историей, в частности структурно-функциональный анализ, сравнительно-исторический метод и др. Но особенно важным здесь является метод наблюдения, что объясняется своеобразием способа существования самого танца как явления народной культуры.

Танец является видом искусства, в котором основой для создания художественного образа являются движения, жесты, положение тела танцора, которые иначе, как через наблюдение, невозможно исследовать. С точки зрения этнографии национальные танцы относятся к так называемым акциональным (action — действие) формам фольклора. Истоки танца связаны с самыми глубинными процессами, происходящими в жизни того или иного, этноса.

Важными знаковыми (семиотическими) составляющими, через которые раскрывается сущность человека, являются жестикуляция и мимика. Наукой доказано, что в традиционной танцевальной культуре находит отражение индивидуальная работа, как правого, так и левого полушария головного мозга. Задействованность правого полушария в танцевальной культуре имеет следствием возникновение разного рода шаманских практик, так называемых, магических танцев. Последние ориентированы на использование невербальной коммуникации, на демонстрацию и передачу особых состояний — аффектаций, сублимацию эмоций в движения (например, танцы суфиев, см. ниже).