Rambler's Top100
  
  

Техника

Склизков В.А.
"Русская воинская этнопсихология"

-1- -2- -3- -4- -5-

В традиционном русском боевом искусстве, которым является буза, бой ведется в особом мобилизационном состоянии организма. Умению переводить организм в такой режим работы целенаправленно и тщательно обучают, а когда человек осваивает это, то говорят, что у него "заиграло".

Мобилизационное состояние в своей неуправляемой, спонтанной форме знакомо многим. Расскажу об одном из своих знакомых. Он опытный боец с большим стажем занятий карате, в драке всегда старается действовать в соответствии с канонами этого единоборства. Ему это удается, до тех пор пока он не пропустит несколько ударов, после чего он "заводится" и, не смотря на почти два десятка лет тренировок в каратэ, начинает драться, по его выражению, как "обычный пьяница". Был случай, мой знакомый в таком состоянии разогнал целую толпу, при этом поотшибал себе руки и ноги, несмотря на хорошую набивку, плохо потом помнил произошедшее, после драки был весь покрыт синяками и очень сильно переживал, что опять отошел от "искусства" и сорвался на обычную драку. После подобных инцидентов он начинает тренировать выдержку и спокойствие, а в драке максимально себя сдерживать, что бы не дай Бог, не разойтись. Из-за этого сдерживания, если ему не удается сразу "вырубить" противника, он обычно и пропускает удары, после чего сильно обижается и опять "заводится".

В описанной ситуации "заводка" и есть мобилизационное состояние, в нем из-за особенности работы центральной нервной системы происходит частичная, а иногда и полная потеря бойцовских навыков наработанных спортивными методами в обычном состоянии. В бузе или системе Кадочникова технику отрабатывают медленно (чего почти нет в спорте), только при таком способе тренировки приобретаются навыки, которые будут перенесены в мобилизационное состояние.

Когда в мобилизационном состоянии оказывается неподготовленный человек, он ведет себя, как загнанный зверь, им управляет инстинкт выживания, его действия часто бывают неэффективными, иррациональными, повторяющимися. Идет пустая трата сил. Когда это делается осознанно и целенаправленно бойцом, умеющим работать в этом состоянии, все выглядит несколько иначе. Он полностью владеет своим телом и вновь открывшимися возможностями организма, а психологически находится в состоянии озорного, шкодливого куража.

Причиной из-за которой работа в мобилизационном состоянии организма заняла столь важное место в традиционном русском боевом искусстве является то, что она построена в соответствии с этнопсихофизиологическими особенностями русского человека. Дело в том, что переход в мобилизационное состояние - это не всегда наш выбор, часто его за нас определяет ситуация. Можно сохранить спокойствие, терпя при этом боль и ранения, пока дерешься за себя. Но если при вас будут бить или убивать ваших близких, если будут топтать вашу честь, честь вашего народа и Отечества, то у нормального человека переход в мобилизационное состояние произойдет сам по себе; для русских это физиологическая норма, порода такая.

Пример преображения русского человека в процессе боя красочно описан в романе Льва Толстого "Война и мир":

"В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивая своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира и, то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.


-1- -2- -3- -4- -5-