Rambler's Top100
  
  

Техника

Базлов Г.Н.
"Боевые сказки, северо-западной Руси."

-1- -2- -3-

В Русской культуре отсутствуют письменные памятники, подобные древним военным наставлениям и учебникам по единоборствам. Но это не значит, что боевого искусства не было.

Вероятно, ни кто не будет возражать против того, что у русских существует очень сложная и самобытная инструментальная и песенная традиция, малоизученная, но хорошо сохранившаяся народная хореография, а ведь текстов с нотными записями попросту не было, и сейчас, практически невозможно записать, не искажая, европейской нотной грамотой, русскую песню, передать самобытные способы звукоизвлечения. Учебники по русской хореографии начали появляться лишь в конце XIX - го века, да и то в "окультуренном", а позже "культпросветовском" исполнении, а ведь плясали и до этого, и точно так же, как в конце XX-го века.

Традиция передавалась устно: "от сердца - к сердцу, из уст - в уста", при этом не происходило искажения, так как обычай очень требователен к аутентичности.

" Слово о полку Игореве" нашли, не поверили в его достоверность; О существовании былинного эпоса, просвещенная интеллигенция узнала лишь к середине XIX - го века; На мудрость древней иконописи, обратили внимание в начале XX- го века; Гусли, оказывается, дожили до конца двадцатого века и были найдены и описаны, изучены способы игры на них. В 80 - х и 90 - х, более трёхсот гусляров было обнаружено фольклористами Петербургской консерватории; Теперь, в 90 - х, вдруг заспорили о наличии у русских, боевых искусств. Опять слышится: " Не могли они этого иметь, а если и было что, то уж что - нибудь недоразвитое". Не устаю удивляться на идущую сквозь века, традицию "Моськиного племени".

     - Ай, да моська!
     - Знать, она сильна!?…

Тексты есть. Они сохранились в устной сказочной традиции и, слава Богу, дошли до нас.

На протяжении времени, в среде непосвящённых, происходил процесс искажения и забывания исходного смысла древних мифов и историй. То же самое произошло и с нашими боевыми сказками.

Это обыкновенные сказки известные, наверное, всем детям, но в прежние времена, боевое значение их, открывалось юношам, по необходимости, после совершеннолетия. В преданиях бузы до нас дошли, только девять таких сказок, а ещё четыре нам рассказал князь Борис Васильевич Голицын, несколько было рассказано характерником Черноморского казачьего войска. Может быть, повезет, и мы найдём ещё.

Нам не известно, сразу ли эти сказки были созданы как воинские тексты или боевым смыслом они были наполнены позднее, до нашего времени они дошли в виде обычных сказок со скрытым воинским смыслом, который объясняется устно, в артелях кулачных бойцов.

Вот одна из них:

Избушка лубяная и избушка ледяная.

У сказки существует два прочтения, одно описывает этапы, которые проходит учащийся, а другое, касается техники боя.

     1. Заяц - это душа необученного человека, начинающего заниматься.
     2. Лиса - хитрый враг, который побеждает нашего недоученного бойца и выгоняет его из "домика".
     3. Домик - имеет ряд значений, этот домик захватывает лиса.
     4. Медведь - это сила.
     5. Бык - это упорство.
     6. Волк - это время и опыт.
     7. Петух - "кур", это огонь - воинский дух. Он носит на плече косу, символ смерти, смертное памятование, т. е. готовность умереть.

Лиса выгоняет зайца из дома, а тот идёт и плачет. На встречу ему медведь.

     - Что заинька плачешь?
     - Была у лисички избушка ледяная, а у меня лубяная. Пришла весна, её избушка растаяла. Лисичка попросилась ко мне в домик переночевать, да меня же и выгнала.
     - Не плачь, я её прогоню.

Боец обрёл силу, но одной силы мало, и лиса прогоняет их обоих.

- Как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по заулочкам!

Идёт зайчик и плачет, а на встречу ему, бык (иногда баран).

     - Что заинька плачешь?
     - Да как же мне не плакать? Лисичка попросилась ко мне в домик переночевать, да меня же и выгнала. И медведь не помог.
     - Не плачь, я её прогоню.


-1- -2- -3-