Rambler's Top100
  
  

"Калинов мост"

Склизков .В.А.
«О капоэйре»

За последние годы нередко приходилось слышать мнение различных людей о капоэйре. При этом, очень часто, многие из них ею никогда не занимались. Одни говорят, что главное в капоэйре - это удары ногами, другие утверждают, что центром системы, вокруг которого всё строится, является джинга, третьи, что сердце капоэйры - это беримбао и т.д., и т.п. Всё это важно, но по мнению старых бразильских мастеров главным в капоэйре, её центром, сердцем, смыслом, ради которого ей занимались, является аше.

Мне довелось несколько лет, заниматься капоэйрой. Из них больше года очень интенсивно. Все началось с чисто практического интереса. В конце 90-х мы активно участвовали в соревнованиях по рукопашному бою, и возникла идея попробовать капоэйру как метод подготовки к соревнованиям. В первую очередь в ней привлекали две вещи: это исключительная подвижность и ловкость капоэйристов, а также техника защиты от ударов ногами построенная не на блоке, а на уклонении.

Была организована группа в которую вошли бойцы тренирующиеся у меня и ещё несколько ребят, которым интересно было это единоборство. Работа закипела. Несмотря на кажущуюся, из-за насыщенности акробатическими элементами, трудность в капоэйре, по сравнению с теми же восточными единоборствами, относительно простая техника. Физически развитый, ловкий человек, при грамотно построенной методике тренировки осваивает её за полгода процентов на девяносто. Оставшиеся десять процентов - это сложные акробатические прыжки и приемы, связанные с вращениями на голове.

Почти сразу мы стали заниматься под традиционную музыку. Когда первый раз поставили в магнитофон соответствующую кассету и в зале зазвучала бразильская музыка, у моих ребят перекосило лица. Они потерпели несколько минут, и попросили сменить пластинку или вообще выключить аппарат. На что получили отказ. Музыка продолжала звучать, скоро к ней привыкли и прекратили обращать внимание. А примерно через час все, не замечая этого, начали двигаться в едином ритме, задаваемом музыкой. Это с одной стороны улучшило взаимодействие при отработке парных упражнений, а с другой задало оптимальный темпоритм движений и дыхания, позволивший практически без усталости выдерживать большой объем физической нагрузки. Эксперимента ради я выключил магнитофон. Смотрю, ребята ощутили дискомфорт. Обратив их внимание на этот факт, снова включил, всё опять наладилось, положительная роль музыки была оценена по достоинству. Думаю, что ритм движений, используемый капоэйрой был найден на плантациях. Работа в таком ритме позволяла людям выдерживать длительную физическую нагрузку и выживать. Потом он был закреплен и сохранен в традиционной музыке.

Выбранная методика тренировок дала хороший результат. Мы мало били по лапам и не устраивали контактных спаррингов, акцент был сделан на тренировку подвижности, способности уклоняться от атак противника и развития навыка построения единой двигательной системы. Благодаря этому, группа уже через несколько месяцев вышла на высокий уровень игры. Капоэйра - не состязание, это игра в которой участники взаимодействуют, а не противодействуют, только так можно достичь аше. Бразильцы очень расплывчато объясняют, что такое аше, описывая его словами дух, энергия, сила и т.д. и т.п., связывают его с магией, но в нём нет ничего мистического. Аше - это форма динамического транса со всеми характерными свойствами. Технология достижения аше не особенно сложна, но есть много тонкостей, например, даже дистанция работы является критическим параметром.

Главным предназначением капоэйры было обеспечение выживания рабов. Они умирали не на поле боя, а от непосильного труда, болезней, жесткого психологического давления. Как-то бороться с этим, ослабить негативное воздействие этих факторов и позволяло аше. Транс активизирует защитные функции организма. Например, позволяет компенсировать недостаток сна, ускорить восстановление после физической нагрузки, помогает излечивать некоторые заболевания, особенно в начальной стадии. Через использование транса можно эффективно бороться со стрессами. Все это хорошо известно из практики применения гипноза в спорте и психотерапии.

Аше стремились распространить и за пределы "роды", в повседневную жизнь. Это давало возможность целый день тяжело работать и ещё сохранять какие-то нервные и физические силы. В Тибете в свое время использовали для доставки сообщений специально обученных бегунов - лунгомпа. В трансовом состоянии, в определенном ритме они0 могли десятки километров передвигаться по заданному маршруту, без отдыха и приёма пищи.

Скрытый боевой аспект капоэйры для рабов имел важное психологическое значение. Он создавал внутреннюю опору, помогавшую людям оставаться людьми, в ситуациях, когда их пытались превратить в рабочий скот.

Многие задаются вопросом: почему в капоэйре не бьют руками? Причина этому - аше. Кулачный бой имеет свой ритм, отличный от ритма капоэйры. В нем нет важных вещей свойственных для её техники. Из-за этого он не совместим с аше, поэтому его нет в капоэйре.

В заключении расскажу, чем закончился эксперимент по использованию капоэйры для подготовки бойцов к соревнованиям по рукопашному бою. Серьёзного положительного результата получить не удалось, хотя на соревнованиях был один забавный эпизод. У меня занимался парень по имени Женька. Противник подловил его, взвалил на плечи, встал вместе с ним и хотел выполнить бросок "мельница". Женька начал так балансировать у соперника на плечах, что тот никак не мог его сбросить. А когда же ему это все-таки удалось, Женька вывернулся в воздухе и приземлился на ноги. Такую ловкость он обрёл благодаря природным данным и нашим тренировкам.

В целом о капоэйре у меня сложилось следующее впечатление. Это отличный способ расслабиться и отдохнуть, одновременно развивая себя физически, а для того, чтобы научиться драться, лучше пользоваться другими системами.