Rambler's Top100
  
  

"Калинов мост"

Склизков В.А
«Почему мы не первые»

-1- -2-

Если проанализировать положение дел в области боевых искусств в нашей стране, то можно увидеть следующею картину. Самыми популярными являются восточные единоборства, по статистике более трех миллионов любителей, далее идут международные виды спорта - бокс, спортивная борьба и их производные: кикбоксинг, рукопашный бой и т.п., количество тренирующихся исчисляется сотнями тысяч. Если брать русские стили рукопашного боя, под которыми мы подразумеваем бузу и родственные системы, а также систему Кадочникова и школы от нее отпочковавшиеся, то число занимающихся в лучшем случае можно вести на десятки тысяч. То есть, примерно на порядок меньше чем в спортивных единоборствах и на два порядка чем в восточных. Почему такая ситуация, почему у русских, русский рукопашный бой не самый популярный вид боевого искусства?

На ум сразу приходят наиболее очевидные причины. Успех восточных единоборств во многом объясняется их мощнейшей рекламой. Сняты сотни фильмов, изданы сотни книг, десятки журналов и т.д. Идет финансовая, методическая и можно сказать политическая поддержка из-за рубежа. Корейцы поддерживают тхеквондо, японцы - карате, китайцы - ушу. Но этим объясняется не все. В конце 80-х начале 90-х годов система Кадочникова получила широкое освещение в средствах массовой информации. Появились статьи в газетах, журналах, были изданы брошюры, сняты и показаны видеоролики по телевидению. На какое то время система Кадочникова стала самым популярным видом единоборств. В то время большинство людей, увлекающихся боевыми искусствами, заинтересовались, что она из себя представляет. Кто-то просто посмотрел, другие позанимались. Позанимались и благополучно отошли, вернувшись в карате, рукопашку, ушу и т.д. То есть, они не нашли в ней для себя чего-то важного, нужного.

Спорт, особенно олимпийские виды, имеет государственную поддержку. Работают институты физкультуры, спортшколы, секции, финансируемые государством. Есть соответствующая материальная база. У русских стилей ничего этого нет, так как к спорту они отношения не имеют. Но все вышесказанное не является единственной причиной популярности спортивных единоборств. Авторитет боксеров, борцов, рукопашников в обществе выше, чем у людей, занимающихся в камуфляжных костюмах.

Посмотрим, как обстоят дела в отечественной армии. Армия развивает рукопашный бой, созданный на базе техник бокса, самбо, карате. В армии по-прежнему сильны позиции восточных единоборств. В военных училищах занимаются боксом, кикбоксингом, борьбой. А вот от системы Кадочникова, которая изначально была предназначена для решения нужд военных, наша армия отказалась. В чем причина?

В современной войне, значение рукопашного боя, как средства достижения победы минимально. Поэтому в армии рукопашный бой используют не столько, как способ решения каких то прикладных задач, сколько как метод физической и психологической подготовки и тестирования бойца. Главным инструментом являются спарринги и соревнования. Ничего этого в системе Кадочникова нет, в ней мало внимания уделено физической подготовке, так как считается, что она должна работать и без этого. То есть, армейским целям и задачам она как выясняется не отвечает, поэтому от нее и отказались.

Но, вернемся на гражданку и разберемся в чем суть проблемы, чего хотят люди и чего они не находят в русском рукопашном бое. Разъяснить ситуацию нам поможет обращение к истории жизни мастера боевых искусств князя Б.В.Голицина. Вот небольшая выдержка из журнальной статьи, в которой он рассказывает о себе: "К десяти годам я неплохо владел фамильными приемами самозащиты, фехтовал палкой и штыком, вкладывал пуля в пулю" из домашней винтовки "Монтекристо". Отец не сердился, когда я дрался с мальчишками, справедливо полагая, что будущий мужчина с младых ногтей должен уметь терпеть боль и владеть собой. Правда, в этих стычках мне запрещалось применять приемы, которым учил отец. Это могло привести к увечью моих противников, поэтому я дрался просто "на кулачки". Ходил, как и другие ребята, с подбитым глазом". Интересная вещь, человек, обученный боевому искусству, получает в драке наравне со всеми. И дело тут не в том, что он не бьет в пах или не тыкает в глаза. Можно было бы ударить по ноге или в челюсть, а в том, что драка и бой на уничтожение, чему он был обучен, разные вещи, требующие разных навыков. В этом то и заключается суть проблемы.


-1- -2-