Rambler's Top100
  
  

"Калинов мост"

Склизков В.А.
"Самбо и дзюдо."

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8-

В последние годы нередко приходится сталкиваться с утверждениями о том, что первоосновой самбо является дзюдо. У человека незнакомого с реальной историей этих единоборств такие утверждения, обычно, не вызывают сомнения. Действительно, если посмотреть соревнования по самбо и дзюдо, то можно увидеть что это очень похожие виды борьбы. Дзюдо было создано в 80-е года Х1Х века, официальной датой рождения самбо является 1938 год. Отсюда делается вывод, поскольку самбо и дзюдо похожи, а дзюдо старше самбо, то логично признать дзюдо первоосновой самбо. А это в корне не верно. Почему? Да потому, что на самом деле существует не одно, а два дзюдо: это классическое сотворенное Дзигоро Кано в ХIХ веке и современное, созданное японскими специалистами после второй мировой войны. Современное дзюдо, которое мы сейчас можем увидеть на соревнованиях, создавалось под влиянием и во многом по образу и подобию самбо, вот именно поэтому дзюдо так похоже на наше самбо. Самбо старше современного дзюдо минимум лет на 15.

В современном дзюдо от классического осталось, по большому счету, только атрибутика, а методика тренировок и способ ведения поединка строятся на принципах, позаимствованных из самбо. Приведу пример: в классическом дзюдо напрочь отсутствует само понятие борьбы, в том смысле, который мы сейчас вкладываем в это слово. Классическое дзюдо построено на понятии прием. Поединок в классическом дзюдо представляет собой попытки двух борцов проводить друг другу приемы. Прием возведен в культ, смыслом борьбы становится проведение приема и не просто проведение, а так как учили, в канонической форме. Никакого творчества, никакой индивидуальной техники, если у тебя не получается прием в том виде, как тебя учат, приспосабливать его под себя не смей, а иди и больше тренируйся. Приемы - это святое, это трогать нельзя. Поединок в классическом дзюдо выглядит следующим образом: во время борьбы в стойке дзюдоист, с помощью различных подготовительных действий стремится создать условия для проведения броска. Когда он считает, что такие условия созданы, то пытается его выполнить, если в этот момент противник оказывает сильное сопротивление, и прием произвести не удается, дзюдоист останавливает атаку и старается, как можно быстрее вернуться в исходное положение. Далее процесс повторялся с начала.

В самбо поединок строится совершенно по-другому. В самбо прием никогда не был самоцелью. В схватке самбист стремится получить преимущество над соперником любыми способами, бросок, только один из них. Если в момент проведения броска самбист сталкивается с сопротивлением, не позволяющим его выполнить, то он не останавливается, как классический дзюдоист, а тут же, без паузы, из вновь создавшегося положения, пытается выполнить любой другой, подходящий для данной ситуации, бросок. Т. е. идет мгновенный переход с приема на прием, непрерывная атака, непрерывная борьба. Принцип перехода с приема на прием является ведущим в самбо, этот принцип был позаимствован в современное дзюдо. Бороться и не просто тупо делать приемы дзюдоистов научили самбисты.

Вернемся к рассмотрению поединка в классическом дзюдо. Предположим, что дзюдоисту удалось выполнить бросок, далее он будет пытаться провести болевой или удушающий прием. Если это ему не удается, то дзюдоист уже не сможет сделать ничего, потому что в классическом дзюдо практически нет борьбы в партере. Борьба, а не возня в партере появилась только в современном дзюдо. Бороться в партере дзюдоисты учились у самбистов, и пока они этому не научились, они наших борцов в партере боялись как огня.

Дзюдоисты из самбо позаимствовали не только методику тренировок и способ ведения поединка, идет полным ходом заимствование техники. В дзюдо из самбо перекочевали броски с захватом ног руками, захваты на спине, за пояс. Броски-"мельницы", через голову подсадом голенью под бедро, обратные "мельницы", задние подножки на пятке и т. д. Ожидать, что японцы сделают признание о заимствованиях из самбо, не приходится. Можно говорить о том, что для дзюдо заимствования из других единоборств с умалчиванием об этом является традицией. В свое время Дзигоро Кано ввел в дзюдо раздел самообороны, позаимствовав для него технику из карате. Так об этом не просто умалчивается, этот факт еще и отрицается. Кстати сказать, что же такое создал Дзигоро Кано, если ему пришлось вводить в свою систему раздел самообороны, при этом позаимствовав чужую технику? Для ответа на этот вопрос, а также на вопросы как создавалось самбо, и что оно собой представляло, почему и как делали японцы заимствования из самбо, обратимся к истории этих видов борьбы. В качестве источника информации по истории самбо возьмем работы М. Н. Лукашова.