Rambler's Top100
  
  

"Калинов мост"

Базлов Г.Н.
"Как возникла капоэйра?"

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7-

"Козаки пляшут" Базилевич. Украинский художник, иллюстратор знаменитой "Энеиды" Котляровского

Вступление.

В конце 90-х годов на глаза попался фильм, где фрагментом промелькнула запись капоэристской роды. Понравилось. Ряд движений напоминал известные мне русские способы боя на нижнем уровне и пляску вприсядку, свойственную всем восточнославянским народам. Тогда было мало материалов по капоэйре и мне не довелось более подробно познакомиться с заинтересовавшей меня бразильской боевой пляской.

В марте 2000 года моим друзьям удалось организовать экспедицию в Бразилию, с целью изучить обрядность капоэйры и пособирать бытующие в среде капоэристов предания и мифы. Меня пригласили принять в ней участие. Так же мы хотели узнать мнение бразильских исследователей о происхождении капоэйры.

Посетив несколько род в разных федерациях капоэйры, мы не удовлетворили своего любопытства. Как и в любом спорте, традиции были сильно выхолощены и модифицированы в угоду современной моде на восточные единоборства. Вскоре нам удалось отыскать в Рио, группировку из фавелы Росини, которую тренировал 27-летний негр Лусио с драковым именем Бенсалини. В этой фавеле проживает около полумиллиона человек, большинство из них не зарегистрированы государством, не умеют читать и писать, ни где не работают и балансируют на грани закона, а зачастую постоянно его преступают. Фавелы не посещаются людьми из города. Даже полиция не решается входить в фавелы. Там свои законы и своя власть.

Таким образом, в Рио есть целый мир, где воедино спаяны нравы уголовной среды и древние капоэристские традиции. Капоэйра очень долго была вне закона и также как за практику бузы, за занятия капоэйрой, сажали.

Подружившись с Бенсалини и Баригой, мы получили редкую даже для бразильского исследователя возможность беспрепятственно навещать фавелу и рассматривать традицию капоэйры в её естественной среде. Схожесть ряда черт в капоэристских обычаях и в традиции русского боя "вприсядку", побудили меня к перечислению этих совпадений на бумаге и к размышлению над возможностью кросс-культурных взаимодействий этих двух боевых традиций. Распространённое предание об Африканском происхождении капоэйры меня совершенно не устраивало (об этом в статье), к тому же Бразильские исследователи пришли к единодушному выводу, что капоэйра могла сложиться только в Бразилии. Стремление привести в логический порядок противоречивые впечатления от бразильской экспедиции стали причиной этого очерка.

Предложенная нами история происхождения капоэйры, на наш взгляд, логичней других доступных нам преданий и публикаций на эту тему. А отвергнуть или принять нашу точку зрения - это право читателя.

Базлов Григорий. 2001 г.


Поиск предпосылок происхождения боевого искусства - капоэйры в среде бразильских рабов, связан с рядом серьёзных проблем. Можно даже сказать, что на сегодняшний день не существует ни одной логичной теории возникновения этого вида борьбы.

Бразильские негры-капоэристы считают, что её привезли из Анголы вместе с рабами, что мало вероятно. Дело в том, что западная тропическая Африка: Ангола, Камерун, Нигерия, Конго - это страны с весьма консервативной традиционной культурой, а вследствие этого с высокой степенью сохранности всех фольклорных форм. Именно из этих стран возили рабов в Бразилию, однако, современные этнологические исследования этого региона, предпринятые учёными, в том числе и бразильскими, не дали ни каких обнадёживающих результатов - там нет подобных боевых танцев, нет и аналогичных систем боя.