Rambler's Top100
  
  

Народный костюм

Базлов Г.Н.
"Традиции костюма кулачных бойцов."

-1- -2- -3- -4- -5- -6-

Говоря о традиционном костюме тверского кулачного бойца, необходимо оговориться, что речь идет не о каком-то особом фасоне костюма, а скорее о моде в среде кулачных бойцов и о своеобразных способах ношения, в общем, обычной крестьянской одежды. Это отличная от прочих мода и манера ношения одежды особенно ярко проявлялась во время обрядовых действий кулачных бойцов, когда каждый элемент одежды становился своеобразным символом, посылающим совершенно конкретные и понятные всем участникам сообщения.

Некоторые элементы одежды наделены особой смысловой нагрузкой, что позволяет нам видеть в них некий прототип-предшественник данного элемента костюма, вероятно, более отчетливо связанный с транслируемой символикой. Один из самых значимых элементов костюма - кафтан, шуга, пинжак (пиджак).

Пиджак со спущенным правым рукавом носили на боевые праздники, так дрались. Открытая правая рука становилась более подвижной, левый рукав хорошо защищал запястье и предплечье от ножевых ран "... Рукав на руку накрутишь, та еще там задник, ножом уже не порезать; даже просто рукав рубахи и то - не прорезать... ". " С руки- с правой рукав, чего там сверху есть у тебя, лучше снять , тогда бить ей свободнее - лучше." Проходя по деревне в таком виде, парень объявлял о своем намерении вступить в противоборство " ...дак уж видишь, конечно, рас он идет такой расфуфыренный дак это драться, кудаж еще-то ", иногда так одевались призывники, на проводах - это считалось признаком удали и молодечества. Любой другой способ ношения, наброшенного на плечи пинжака - кафтана - шуги изменял значение послания.

Пинжак, взятый за ворот и переброшенный через одно плечо, сообщал о желании не участвовать в событиях либо решении уйти с праздника. Такого обычно не задирали, уважая его права. Если пиджак набрасывался на оба плеча, а руки в рукава не просовывались, то его хозяин вполне мог рассчитывать на драку, так как это было объявлением презрения к опасности, которое мог проверить любой кулачник " Набросишь так и идешь, все видят, что я ни кого не боюсь. "

Если парень набрасывал свой пинжак на плечи девушке, то она считалась занятой. Ее можно было "отбить", т.е. кулаками доказать сопернику свое право, но только в ее отсутствии. Пока пинжак на плечах, права парня неоспоримы. Эта этикетная норма очень близка казачьему обычаю: желая объявить девушку своей женой, казак при всех накрывал ее полой кафтана, это считалось законным объявлением брака " ... В это время желающий взять разведенную подходил к ней, покрывал ее полою своего казакина, и брак этим знаком прикрытия был совершен. Форма прикрытия полою, говорит известный донской историк Сухоруков, считалась самою важною и как бы снимала бесчестие развода." Смысл этого жеста близок выражению "взять под свое крыло", "быть под покровом", "под защитой".

Верхняя одежда действительно часто играла роль щита, например: существовали приемы отбива атакующей руки противника при помощи натянутого ворота, отражение брошенного ножа полой кафтана, отбивание ножевого удара замотанным в пинжак предплечьем. Защита "покровом" верхней одежды, на наш взгляд, помимо практических целей имела и мифологическую мотивацию.

Традиция мужских артелей - это несколько видоизменившаяся культура родовых боевых групп, которые складываются еще в период присваивающего хозяйства и позднее, при переходе к хозяйству производящему, консервирует многие культовые обычаи охотников промысловиков и вольных повольничьих боевых (например, ушкуйных) дружин. Новгородские былины сохранили описание многих черт артельного уклада в быту, в ритуале, в способах боя (пр. " Василий Буслаев ", "Костя Новоторжанин и атаманы".