Rambler's Top100
  
  

Предания и байки

Склизков В.А.
«Из зарубежного опыта»

-1- -2-

В США была дважды реализована секретная экспериментальная программа, целью которой было повышение уровня боевой, физической и интеллектуальной подготовки элитных частей спецназа. В 1985 году работали с зелёными беретами, проект назывался "Троянский воин", в 2000 году с морскими пехотинцами проект "Морской воин". Ниже, мы приводим сообщение, о работе с морскими пехотинцами, одного из руководителей проекта Ричарда Строцци-Хеклера. Он является президентом Института Строцци, центра по воспитанию лидерства и мастерства, доктором психологических наук и обладателем чёрного пояса шестой степени по айкидо.

"Центральное место в проекте "Морской воин" занимает боевая подготовка. Навыки боя и уверенное их применение являются необходимыми качествами современного морского пехотинца. Но, владея этими навыками, боец должен действовать избирательно и умело. Рукопашный бой не должен быть просто вспомогательной техникой на случай, когда отказал автомат или кончились патроны. Техника боевых поединков должна позволять ему принимать взвешенные решения и правильно оценивать обстановку в любой ситуации. Однако это вовсе не означает, что как только человек разучит приемы боевого искусства, уверенность в собственных силах придет сама собой. Владение собой - результат серьезных, глубоких и вдумчивых; занятий, в ходе которых боец приобретает умение использовать приобретенные навыки в нужном месте и в нужное время.

Для того чтобы понять, в чем состоят особенности боевой подготовки "Морского воина" полезно взглянуть на то, как обычно относятся в армии к занятиям такого рода. Чаще всего они бывают нацелены на то, чтобы вызвать у бойцов, повышенную агрессию или научить их действовать в критической обстановке, когда невозможно применить обычное оружие. Такое отношение основано на традиционном военном алгоритме мышления. Командование было убеждено и порой, весьма обоснованно, что если дело дошло до рукопашной, - значит операция провалилась, поэтому обычно такой вид подготовки либо оставляли до лучших времен, либо, в лучшем случае, подвергали запоздалому анализу уже после окончания операции. Однако при современных операциях, не связанных с ведением боевых действий, такой подход больше не представляется возможным. Особую важность приобретает тот факт, что боевые искусства обучают умению эффективно выполнять любую задачу и при этом сохранять присутствие духа - универсальное качество, применимое в самых разных условиях.

Методика, которую мы использовали в нашем проекте, значительно отличается от традиционных программ обучения восточным единоборствам. Обычно такие программы нацелены на то, чтобы в самые сжатые сроки обучить максимальному числу приемов. Но приемы восточных единоборств представляют собой комплексы связанных между собой движений, которые невероятно сложно выполнить в условиях реального боя. Применение этих сложных приемов невозможно без столь же подготовленного партнера, к тому же, как правило, оказывающего минимальное сопротивление. Кроме того, в реальных условиях редко удается выполнить технические приемы на полной скорости и в полную силу, на которую они рассчитаны. Человек может выучить все движения, научиться координации и сохранению равновесия, он будет правильно выполнять соединения с партнером и овладеет техникой динамического расслабления, но все эти навыки окажутся бесполезными в реальной схватке.

Дело в том, что для овладения этим сложным мастерством, требуется куда больше времени. Более того, большинство приемов теряют свою эффективность, если они выполняются c низкой скоростью и не на должном силовом уровне. Все это приводит к тому, что ученик теряет уверенность в себе и перестает верить в возможности боевого искусства.


-1- -2-