Rambler's Top100
  
  

Предания и байки

Склизков В.А.
Как казаки рукопашку выбирали

-1- -2- -3- -4-

Чтобы понятнее было, почему так все произошло в той истории, о которой я хочу рассказать, сначала расскажу о том, как вообще складывалось мое отношение к казачеству. Честно говоря, этот процесс был сложным. Впервые с казаками я столкнулся в начале 1991 года. Тогда прошло немного больше года, после моего возвращения из армии, и к своему большому удивлению в почтовом ящике я обнаружил повестку из военкомата с предложением пройти полуторамесячные военные сборы. Заявляюсь в военкомат и начинаю ругаться, мол, в чем дело, только что из армии и опять давай в армию, какого хрена спрашивается. Военком меня послушал и говорит: "В городе и районе по твоей воинской специальности всего три человека. Один работает в горкоме партии, он уже заболел и лег в больницу, второй сельский учитель, их брать нельзя, остаешься ты. Так что бери предписание, собирай вещи и - на юга, отдыхать". И поехал я в казачью столицу город Новочеркасск, где на базе военного училища связи и проходили наши партизанские сборы.

По времени со сборами совпал какой-то крупный слет казачьих атаманов. Это мероприятие проходило в том же училище. Там произошел такой эпизод. Шли трое "партизан", им навстречу попались несколько казаков, все такие разодетые, в папахах, с лампасами, полковничьими погонами. Наши подходят к ним и спрашивают: "Мужики, дайте закурить". А им в ответ один из этих разодетых: "Ты к кому, быдло, обращаешься?" Кстати говоря, сборы были преимущественно офицерскими, все эти "партизаны" имели воинские звания не ниже старшего лейтенанта. Так вот один из старлеев в ответ на "быдло" сразу врезал по роже, у казака папаха полетела в одну сторону, он сам в другую, лежит на земле и орет, что он его посадит, сгноит и так далее. Казаки, хотя их было больше, не решились драться с "партизанами", разошлись на угрозах и словесных оскорблениях.

Честно говоря, их угрозы произвели впечатление. Мы были на сборах, на территории воинской части, и непонятно было, какие могли произойти последствия, все-таки врезали человеку с полковничьими погонами. Ребята пришли в казарму, рассказали историю и попросили меня выяснить ситуацию.

У меня к тому времени сложились широкие связи в училище. Дело в том, что там была секция восточных единоборств, куда я пришел заниматься. В ней тренировались и офицеры и курсанты. А поскольку среди бойцов быстро устанавливаются дружеские отношения, у меня появилось много знакомых. Воспользовавшись своими связями, я выяснил следующее. Этот получивший по роже полковник, на самом деле не был никаким полковником и вообще к армии отношения не имел. Был он партийной, коммунистической "шишкой" местного, районного масштаба, решивший к партбилету добавить казачьи лампасы. Никаких последствий эта история для "партизан" не имела. О ней даже ни разу не вспомнили, как будто ничего и не было. Но, у меня после этого остался неприятный осадочек.

Второй раз с казаками мне довелось пообщаться уже в конце девяностых годов. Один из моих учеников пришел на занятия и рассказал, что познакомился с казачьим атаманом, полковником, мастером спорта по современному пятиборью и вообще очень интересным человеком, и предложил привести его на тренировку, чтобы познакомиться. Мне было интересно, и я конечно согласился. Привел он мужика лет сорока пяти, тот посидел, посмотрел как мы занимаемся, ему понравилось, потом завязалось общение. Казак оказался человеком действительно интересным и очень коммуникабельным, он стал рассказывать и кое-что показывать. Показал некоторые элементы боевого фехтования, включающие в себя удары локтем и ногами. Сразу в глаза бросилось сходство с русским рукопашным боем. Еще он рассказал свою историю. Когда его семью и семьи других казаков согнали с родных мест и переселили в Среднюю Азию, у них отобрали коней, запретили иметь оружие и вести привычный образ жизни. Тогда, казаки чтобы хоть как-то сохранить воинские традиции стали заниматься спортивным пятиборьем. В пятиборье входят: верховая езда, стрельба, фехтование, плавание, бег. Так пятиборье у них стало казачьим видом спорта.

Он тоже занимался, выполнил разряд, в Ленинграде поступил в институт физической культуры который успешно окончил, кроме тренерской специальности получил еще профессию массажиста. Сейчас приехал к нам в город, где у него есть дальние родственники, и хочет тут обосноваться. А в конце нашего общения он сделал два предложения: стать у нас тренером, за что мы должны были бы платить немалые деньги и организовать в городе казачий курень, где ему естественно отводилась роль атамана, а нам его подчинённых. И так у него глаза горели, когда он обо всем этом говорил, что вызвал у меня к себе недоверие. Уж очень он на финансовую сторону напирал и подчеркивал свою значимость. Поскольку на все предложения был дан отказ, на этом мы с ним разошлись и больше не встречались.


-1- -2- -3- -4-