Rambler's Top100
  
  

Исследования

Каляев В.
«Матраи»

-1- -2- -3- -4- -5- -6-

"Матрайская республика" - где такая?
     Матрайский говор - откуда он?
     Кто такие матраи?
     Матраи - кто они?

Люди моего и более старшего поколения, вероятно, помнят выражение: "село Красное - отдельная матрайская республика". Это изречение дошло еще с давних времен. Связано оно было с тем, что красноселы жили несколько обособлено, поскольку занимались своим ремеслом и разговаривали на секретном языке русских ремесленников.

Предыстория матраев

Еще в древние времена племена наших предков - славян, исполняя княжеское повеление: "русским селитеся по Оке и Волге и по Кудьме и на мордовских селищах, где кто ни похочет", обживались в междуречье Оки и Волги, в том числе и на арзамасской земле. Славяне, мордва и марийцы, мурома и мещера мирно проживали, как говориться, бок о бок. В поисках лучшей доли и свободной жизни осваивали эти земли и беглые крепостные, и "работные людишки".

Там, где сейчас располагается село Красное, два мордовских купца основали мануфактуру по изготовлению красного сукна. По этой же причине селению и было дано название - Красное, да еще и потому, что вода в озере у мануфактуры была также красной от различных красителей и торфяного перегноя.

Недостатка в дешевой рабочей силе купцы-основатели не испытывали. Работали здесь беднейшее мордовское население и русские переселенцы.

"Матраи" - кто они?

После смерти купцов - основателей предприятие ликвидировалось. Многие работные люди разошлись кто куда. Некоторые ушли на промыслы в другие районы, оставшиеся же на обжитом месте занялись подсобными промыслами и сельским хозяйством.

Мужчины изготовляли из шерсти шляпы, валенки, стельки. Женщины вязали варежки, чулки, носки. Привлекали к работе и детей, начиная с восьми и десятилетнего возраста.

От зари до зари трудились люди, а выбраться из нужды не удавалось никому. Всюду царили бесправие и дикий произвол, нищенское полуголодное существование кустарей и крестьян.

Тяжелая жизнь, боязнь конкуренции, желание скрыть секреты своего мастерства привело к тому, что красноселы стали использовать особый язык. Назывался он "мотройским" ("матрайским"). Отсюда за территориально замкнутыми красноселами и закрепилось прозвище - "матраи".

Язык русских ремесленников.

В России у ремесленников и торговцев издавна существовал условный жаргон, понятный только определенному кругу людей. Этот особый язык существовал только в определенных территориях и другим людям был недоступен и не понятен. Это так называемый офенский язык. И имеет он немало ответвлений, из которых главных три: офенский, галивонский и матройский.

Собственно офенский язык употреблялся преимущественно во Владимирской губернии. Галивонский - в Костромской губернии. Матройский - в Нижегородской и Владимирской губерниях.

Что же это за язык - "матрайский"?

Итак, матрайский (матройский) язык принадлежит к числу многочисленных ветвей офенского языка - условного жаргона русских ремесленников. Действительно, матрайский язык для многих был не доступен и не понятен. Это так. Однако связь матрайского языка арзамасских (с. Красное, с. Кичанзино, с. В. Враг) ремесленников с другими языками (арго) этого типа (с ветвями офенского языка) несомненно существовала.

При сопоставлении матрайского языка с лексикой всех известных офенских языков дали возможность сделать заключение ученым этнографам, филологам о том, что не менее 30% слов в матрайском языке являются исключительно "своими", но не менее 60% слов одинаково свойственны собственно матрайскому и собственно офенскому языкам. Подтверждение этому имеются еще в "Сравнительном словаре" П.С. Палласа (1787 г.) и в исследованиях В.И. Даля, И.П. Мельникова - Печерского.