Rambler's Top100
  
  

Исследования

Т.А. Агапкина, А.А. Плотникова
Драка // Славянские древности: Этнолингвистичесикй словарь. Том 2. М., 1999

-1- -2-

ДРАКА, борьба - форма ритуального противоборства; вид спортивной игры; характерная особенность поведения некоторых мифологических персонажей; фольклорный мотив. Ритуальные поединки между двумя партиями (сторонами), представляющими родовые, территориальные или социально-возрастные объединения, или группами обрядовых лиц, символизируют борьбу двух начал (добра и зла, зимы и лета) и совершаются, как правило, на переломе старого и нового года, на рубеже календарных сезонов (см. Изгнание ритуальное).

Наиболее известен в разных областях славянского мира поединок между процессиями или дружинами участников календарных обходов. Борьба между двумя процессиями происходила при встрече двух дружин, представляющих два соседних села, два квартала или конца села, чаще всего - не в самом селе, а на дороге, на границе сел или земляных владений, на мосту, разделявшем части села, и т. д. Это могли быть дружины русалиев (болг., макед., серб.), ряженных на масленицу (болг., макед., серб.), колядников (серб., болг., зап-укр.), новогодние дружины "сурвакарей" (болг), "маланки" (укр.), рождественские процессии с вертепом (закарпат.), "юраши" (хорват. процесии, обходящие дома в Юрьев день), "гвяздки" (святочные процессии со "звездой" в пол. Поморье) и др. Участники поединков старались отобрать у соперников собранные деньги и продукты, оскорбляли друг друга, похищали предводителя (или "женский" персонаж из числа ряженых, якобы приносящий в село урожай), какой-либо предмет реквизита, избивали друг друга до увечий, а иногда до смерти. У балкан. Славян известны топонимы коледарко, джамаларко, русалиjско гроблье, гробище ("кладбище колядников, джамаларей, русалий"), связанные с легендами и реальными рассказами о битвах захоронениях на этих местах участников ритуальных обходов. Поединок обычно носил обязательный характер: в Кюстендильском кр. дружины старались не встречаться, чтобы не навлечь летом на село град (ср. з-болг. Примету: если двое подерутся, то испортится погода); но если такая встреча происходила, то битва была неизбежна, в противном случае, как считалось , из села уйдёт удача или случится что-либо плохое. Несмотря на трагические последствия столкновений, родственники погибших и изувеченных не обращались к властям с просьбой о судебном разбирательстве и наказании виновных. При встречах женских дружин (ю.-слав. "кралиц", "лазарок", "ладарниц") также случались кровавые поединки; но нередко участницы старались навредить соперницам иным способом (например, наводили порчу на их голоса). См. Встреча, Лазарки.

Драка могла носить символический характер: колядующие имитировали борьбу с невидимыми силами, яростно размахивая вокруг себя дубинками и падая на землю от воображаемых ран (ю.-серб. Косово, ю.-в.-серб. Лесковац), участницы весенних процессий кральице (серб.), буенец (с.-в.-болг.) были вооружены деревянными мечами и палками, которыми они символически отгоняли градоносные тучи (Банат) или вертели над головами во время танца (болг.), причём считалось, что девушка, участвующая в обряде буенец, будет защищена от посягательств змея-любовника. В босн. Селах во время обходов с зажженными факелами (машале, лиле) на Петров день участники изо всех сил ударяли факелом о факел, так чтобы слышался сильный треск и летели искры (masalaju se), обходя три раза загон и устраивая "битву" на каждом углу (Баня Лука, Яйце) или же просто соревнуясь друг с другом (Лил. ВСБХ:386). У словенцев во время исполнения обряда "зелёный Юрий" дракой могли служить скрещивание сабель, дубинок (серб.) или зажжённых факелов (босн.) в знак противостояния враждебно настроенных сторон.

У юж. (в единичных случаях - у воточных) славян кровавые столкновения происходили так же при встрече двух свадебных процессий. Их участник бились друг с другом (иногда до смерти. Ср. серб. сватовско гроблье), старались защитить невест от всевозможных негативных последствий такой встречи (считалось, например, что, если участники чужой процессии увидят невесту, она умрёт прежде другой, у нее не будет детей); чтобы избежать этого, невест прятали, закрывали с головой пологом и т.д. ср. аналогичные обычаи, запреты и магические практики, принятые при встрече двух рожениц, новорождённых детей (см. Два).


-1- -2-