Rambler's Top100
  
  

Исследования

Мискин Р.В.
«Кобзари и лирники – тайное братство, тайный язык…»

-1- -2- -3- -4- -5-

Кобзарство на Украине было уникальным культурно-историческим явлением, известным со времен основания Запорожской Сечи. Народные лирники и кобзари объединялись в организации с особенным устроением, своеобразной системой обрядов вступления новых членов, условиями их подготовки, обучением и особенностями поведения. Эти организации назывались кобзарскими (лирницкими) "братствами", или "гуртами", в которых были свои "отаманы" (предводители, атаманы), свои "сотники" и "десятники", "судди" (судьи), "скарбники" (казначеи) - что полностью повторяет сечевое устройство самого запорожского братства, или Коша. Эти организации действовали по территориальному принципу, т.е. каждое из них объединяло кобзарей конкретного уезда Украины. Их местом сборов служила выбранная ими церковь, в которой все члены собирались в определенные праздники. Как в каждом ремесле, тут тоже были свои мастера и ученики, которые должны были перенять от опытных певцов умения. Таинственность информации, которая передавалась устно, обряды посвящения, ритуальное поведение и т.д. уподобляли эти организации языческим общинам жрецов. Такими они были на ранних этапах развития. Возможно, частично с этим связан тот факт, что до конца 18 ст. почти не сохранилось сведений о кобзарях. И только лишь некоторое время спустя с определенной переориентацией организаций и изменением их уклада появляется больше информации про лирников и кобзарей.

Первыми творцами и исполнителями дум были кобзари, имена которых не дошли до наших дней. Это, как правило, были бывшие запорожцы, которые пострадали от врагов во время битв или в плену, или же старые казаки, которые не могли уже воевать, но остались верными казачеству. Некоторые из них жили вместе с братчиками на Сечи, чтоб поднимать боевой дух молодых воинов. Существуют упоминания, что перед решающими битвами казаки слушали пение кобзарей, и это воодушевляло их на ратные подвиги. Другие кобзари бродили, останавливаясь в городах и селах, где на центральных площадях исполняли свои произведения, рассказывали людям последние новости. Этим они поднимали национальное самосознание народа, вселяли веру в независимость украинской державы. Поэтому все завоеватели украинской земли преследовали и убивали народных слепцов.

17-18 столетия оставили единичные сведения про носителей украинской героической поэзии - кобзарей. Известно про кобзаря Рыхливского, по прозвищу Бандурка (или Милый), который назывался "гайдамацким бандуристом" за участие в народных восстаниях; а также про Грицька Кобзаря. О последнем сохранились документальные сведения, что он был казаком. Попав с двадцатью побратимами в турецкий плен, он вошел в доверие к врагам и был назначен надзирателем на "каторгу" (галеру), но со временем устроил побег казаков, выдав им турецкую одежду, за что ему турки выкололи глаза. О нем существуют легенды, в частности, про убийство во время гайдамацкого восстания и захоронение в Каневском лесу.

Прославленный фастовский полковник Семен Палий, которого Петр 1 выслал в Сибирь, даже в неволе не разлучался с кобзой. Существуют также сведения про удержание Петром 1 незрячих кобзарей Любистка и Нижевича и одной кобзарки, имя которой неизвестно, как придворных певцов. Со временем Любистку удалось сбежать с царского двора.

Архивные документы 18в. свидетельствуют, что три кобзаря, участники Колиивщины, были казнены: Прокоп Скряга из города Остапова, Соковой зять из с.Шаржиполя, Василь Варченко из города Звенигородка. Первые два были участниками вооруженных восстаний. Про последнего из них записано следующее: "Казнить за то, что он вместе с предводителем отряда повстанцев Ремезой обошел много сел и местечек и гайдамакам на бандуре играл". Из этого видно, насколько важной была роль кобзарей в формировании национального сознания.


-1- -2- -3- -4- -5-