Rambler's Top100
  
  

Исследования

Зобнин Ф. К.
«Из года в год» (Отрывок)

(Описание круговорота крестьянской жизни в селе Усть-Ницинском Тюменского округа ) // Живая старина вып. 1 СПб 1894 г. с. 53

«…Одну из самых необходимых принадлежностей "полянки" составляет борьба. Обыкновенно борцы из верхнего конца борются поочерёдно с борцами из нижнего конца. Но в большие, годовые, праздники, обыкновенно оба "конца" соединяются для совместной борьбы с пришедшими из других сёл и деревень борцами. Борьбу ведут только двое, остальные же в качестве любопытных окружают место борьбы толстым живым кольцом.

Борьбу всегда открывают маленькие борцы. Каждый борец, выходя в круг, должен быть повязан через одно плечо и вокруг себя опояской.

Цель борьбы заключается в том, чтобы уронить противника на землю 3 раза. Кто успеет это сделать раньше другого, тот считается победителем. В случае если один борец падёт 3 раза, то выходит на выручку.

Практика строго установила известные приёмы борьбы. Самый распространённый удар "с носка" делается в начале борьбы и заключается в том, что борец старается уронить другого, ударивши его боковой частью ступни по ногам. Следующий приём называется "с пятки": один из борцов пятку правой или левой ноги (смотря по тому, как он лучше владеет) закидывает за пятку другого борца. Есть ещё приём брать своего противника "с крюку". Для этого ногу закидывают за ногу противника с внутренней её стороны. Затем последний приём носит название "с холки" и состоит в том, что один борец старается подвернуться под живот противника свою спину и таким образом, перебросив через себя, уронить на землю. Каждый хороший борец обыкновенно роняет противника посредством какого-либо одного из описанных приёмов борьбы. Во время борьбы отпускаться руками от опояски строго воспрещается. От маленьких борьба постепенно переходит к большим. В конце концов остатся самый искусный борец, которого никто не мог победить, и он, как говорят, уносит круг. Унести круг - это значит одержать такую победу, которая служит предметом гордости не только для самого борца, но и для всего "конца" или деревни, к которой он принадлежит.

Поздно вечером перед утром кончается борьба, а вместе с ней и "полянка"».