Rambler's Top100
  
  

Исследования

Мискин Р.В.
«Тростка в украинской воинской традиции»

-1- -2- -3- -4- -5- -6-

Самобытная традиция боевой трости (или "тростки", "трески") как одного из самих любимых видов оружия в артелях кулачных бойцов подробно исследована в диссертации Г.Н.Базлова "Деревенская артель бойцов-рукопашников (по материалам северо-западной России)". Представленный материал позволяет выделить четыре основных функции боевой трости:

1) бытовая функция,
     2) прикладная функция,
     3) социальная функция и
     4) сакральная (или ритуальная) функция.

В отношении первой функции - как подручного предмета при ходьбе - говорить особо не приходится. Прикладная функция трости как оружия также известна, пожалуй, едва ли не с самой глубокой древности. А вот на двух последующих функциях трости следует остановиться подробней. Сакральная функция трости заключается в ритуально-обрядовом характере этого предмета, символизирующего Мировое Древо, столб, на котором держится мироздание - архетипа, общего для всех индоевропейских народов. С тросткой были связаны обряды вырезать их на определенные праздники календарного цикла; сам процесс изготовления боевой трости обставлялся рядом передававшихся из поколения в поколения незыблемых правил и поверий. Обычай вырезать тростки из определенных, считавшихся в народе священных пород деревьев, а также традиция нанесения на них узоров, типологически близких мужской вышивке, лишний раз подтверждают этот тезис. Именно как сакральный предмет тростки употреблялись в отдельных обрядовых действах, например, в ритуальных боях ряженых при колядовании. Да и сами столкновения различных мужских партий в палочных боях обставлялись целым сводом древних обрядов.

С сакральной функцией трости также тесно связана и социальная функция, особенно ярко проявлявшаяся в возрастных инициациях юношей - до определенного возраста и обряда посвящения парень не имел права носить с собой тростку. Также трость во многих местностях России являлась символом более высокого социального статуса.

Но является ли трость (тростка, треска) во всей полноте своих функций принадлежностью мужских союзов Северо-западного региона и, шире, исключительно только России?

Справедливости ради следует отметить, что бытовая, прикладная и социальная функции трости издавна и широко известны в Европе - трость, не обязательно богато украшенная, являлась символом дворянского статуса, а также мещанского (городского) сословия еще со времен Средневековья. Традиции фехтования на тростях, особенно с введением ограничения и запрета на ношение холодного оружия, повсеместно распространились в европейских странах, заменив во многих случаях шпагу. Например, первый чемпион Англии по боксу в 1730-34гг., Джеймс Фигг, был также искусен в фехтовании на тростях и шпагах, и в своей "Боксерской академии" преподавал палочный бой как отдельный предмет.

На восточнославянских землях традиция употребления боевой трости, описанная Г.Н.Базловым, в исторической ретроспективе восходит ко временам Киевской Руси. Но особенно богатый материал дают нам земли, бывшие в составе Новгородской феодальной республики, или Господина Великого Новгорода, с его вечевым устройством и народной вольницей, когда многие спорные вопросы на собраниях решались в кулачных или палочных боях (см., например, Лукашев М.Н. "И были схватки боевые…", М.-1990, с.92-93). В былинах о Василии Буслаеве (см. Былины, М.-1954, с.164,172,173) часты упоминания о "червленом вязе", с которым не расстается атаман новгородских ушкуйников:

"И скочил-то Буслай на крут бережок,
     Червленым вязом подпирается.."
     и надеясь лишь на его силу:
     "А не верую я, Васинька, ни в сон, ни в чох,
     А и верую в свой червленый вяз…"