Rambler's Top100
  
  

Исследования

Александров А.В.
"Удары ногами в кулачных боях"

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8- -9- -10-

"Среди кулачного я боя
Узрел тычков, пинков героя"
И. Барков ода "Кулачному бойцу"

Первым письменным свидетельством о существовании кулачных боёв у восточных славян является древнерусская летопись 11 века известная как "Повесть временных лет". Нестор летописец, характеризуя нравы и обычаи восточнославянских племён, оставил о боях следующее сообщение: "…видим бо игрища утолчена и людий множьство на них, яко упихати начнут друг друга…" (1).

Отечественные письменные источники 11-17 вв. не обладают полнотой сообщения и содержат очень скупую информацию о кулачных боях. Они не могут нам дать полного представления о кулачных боях. И даже понятия "кулачный бой", "рукопашный бой" встречающиеся в источниках, не раскрывает нам полностью технической стороны этого явления.

Более подробную информацию дают нам записки иностранцев 14-18 вв. и отечественные письменные источники 18-20 вв. Записки иностранцев, посетивших Россию, написаны живым занимательным языком, с подробным и точным описанием быта и нравов русского народа. В этом их особая ценность. Как писал советский историк академик М. Н. Тихомиров: "в ряде случаев иностранцы рассказывают о таких событиях, которые без их известий остались бы тайной для позднейших поколений" (2). Так, благодаря иностранцам, отечественные исследователи располагают достоверными фактами использования ударов ногами в кулачном бое ещё в 16-18 вв.

Иностранные свидетельства

В начале 16 века Сигизмунд Герберштейн так описывал кулачные бои: "Юноши, наравне с подростками…сбегаются вместе и вступают в рукопашный бой; начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям…" (3).

В середине 16 века Александр Гваньини повторяет слова С. Герберштейна: "юноши и многие женатые мужчины…со свистом и криками, как то у них в обычае, сходятся врукопашную, безо всякого оружия, и устраивают сражение. Они со страшной силой колотят друг друга кулаками и ногами, попадая в лицо, грудь, живот и пах". (4)

Через 150 лет в начале 18 века Фридрих Бергольц сообщает фактически то же самое: "Бойцы, когда бьют разом и руками, и ногами, готовы, кажется, съесть один другого…они наносили друг другу жестокие удары, не обращая внимания, куда били их огромные кулаки или толкали ноги и колена" (5).

Это главные свидетельства, на которые ссылаются практически все исследователи традиционной мужской культуры русских.

Историография

Удары ногами в кулачных боях первым из отечественных исследователей зафиксировал Терещенко А.И. В своём труде "Быт русского народа" вышедшем в г. Москве в 1847 г. "Когда стена гнала стену, тогда молодец-боец или надёжа боец, засучив рукава и сжав со скрежетом зубов оба кулака, летел бешеным зверем с распущенными волосами и наносил страшные удары. При общей свалке уже действовали не одни руки, но ноги и колена; били безжалостно своих противников в живот, в грудь и лицо, но лежачего не били, от того вошло в поговорку: "лежачего не бьют"" (6). Терещенко А.И. оставил сообщение, но без комментариев и выводов.

В то же время выводы современных отечественных исследователей по этому вопросу различны.

Исследователь из Москвы Лукашов М.Н., опираясь на былины новгородского цикла о Ваське Буслаеве, относит использование ног в кулачных боях в основном только к временам средневековой Руси. По мнению исследователя, бои в то время были значительно менее определёнными и более расплывчатыми. В стеночных боях можно было наносить и отражать удары палкой, обезоруживать соперника, проводить болевые приёмы и разнообразные подножки, наносить удары руками, ногами, головой. Кулачный бой и борьба по сути своей ничем не отличались. "Словом это был полноценный рукопашный бой во всём его технико-тактическом разнообразии".(7)

"...начали уж ребята боротися,
     А в ином кругу в кулаки битися;
     От тое борьбы от ребячия,
     От тово бою от кулачнова
     Началась драка великая.
     Молоды Василий стал драку разнимать
     А иной дурак зашёл с носка,
     Ево по уху оплёл…"

     "Которова возьмёт он за руку -
     Из плеча тое руку выдернет,
     Которова заденет за ногу -
     То из гузна выломит,
     Которова хватит поперёк хребта -
     Тот кричит, ревёт, окорач ползёт"
     "И ладил крестовый его брателко
     Щалыгой хватить Василия в буйну голову.
     Василий хватил шалыгу правой рукой,br>      И бил-то брателко левой рукой,
     И пинал-то он левой ногой,
     Давно у брата и души нет…" (8)