Rambler's Top100
  
  

Исследования

Вогничук А.В.
"Славяно-русский стиль и «Спас» - взгляд современника"

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8- -9- -10-

Евангелия благовествуют радость велию,
яко родися Спас миру Христос Господь
((ср.: Лк. 2, 10-11), и указывают всем
верным путь ко спасению и наследию вечно
блаженной жизни).

Тема очень сложная и писать о ней - очень и очень не просто. Хотя . с другой стороны все вроде бы и просто: взял, и, прочел "Молитвослов православного воина" (молитва напоминает о Боге, просветляет ум, пробуждает совесть, обнаруживает ужас греха открывает святость добродетели и, тем самым. Отвращает сердце от пороков). Есть еще одна хорошая книга: "Как спастись в современном мире" (о соблюдении поста в православии). Общаясь со священниками и монахами православной церкви, читая священные писания, и, соблюдая пост, можно теоретически приблизиться к Спасу. То есть узнать, что такая система существует. Но что бы Спас начал действовать, нужна кропотливая работа сознания: Переживание или сопереживание. - это образ жизни. Не каждому это под силу, только избранным. "Избранный" - трудолюбивый - до самопожертвования. Кто сам не плошает, тому и Спас помогает.

Что такое переживание или сопереживание? Я позволю себе привести пример из книги Евгения Лосева "Миронов" (о донских казаках времен русско-японской и гражданских войн), дословно:

"Ну а мужеству, характеру Разина ты, Миронов, отдаешь дань? Не только отдаю, но готов стать на колени и поклониться. Он встал на колени, перекрестился и коснулся лбом холодных плит храма. Приподнялся. Суровый, Нелюдимый и, кажется, мало что видящий вокруг себя, как в полусне начал продвигаться вглубь храма. Вдруг что-то непонятное произошло с его головой - какое-то ослепление или очищение? Он просто не мог объяснить своего ощущения. В голове будто ни одной мысли, и такая она легкая, чистая стала. Он сделал полшага в сторону - и снова тяжесть обычная вступила в голову. "Что бы это значило?" - подумал и вернулся на эти самые полшага назад и специально встал на то место, где ему почудилось облегчение, похожее на детскую радость. И, о чудо! - снова такое же светлое и легкое озарение. Он опустил голову, как-то весь расслабился, его широкие плечи опустились... Во всем теле чувствовалась радость и легкость. Обновление и успокоение.

Потом Миронов узнал, что в самом центре храма есть такая точка, через которую невидимой нитью связываются небо и земля, и если человек найдет ее, то почувствует как бы возрождение всех своих духовных и физических сил ... Вот тебе, подумал Филипп Кузьмич, и безграмотные предки!.. Это какой же надо сверхъестественной святой силой обладать, талантом, даром, чтобы осуществить невероятный замысел - сосредоточить в одной невидимой нити разлитую в мире божественную энергию! И, чтобы эта энергия проникала в человека и воскрешала его.

Будто одновременно прикоснувшись к небу и земле, и получив от них концентрированную энергию солнца, воздуха, воды и недр, он по-новому взглянул на иконостас, составленный из ста двадцати пяти икон в золотых рамках от пола до сводов... Такого великолепия ему еще не приходилось встречать, и он непроизвольно перекрестился... Что это с тобою, Филька Миронов? Ведь тебя же считали чуть ли не безбожником! Да и сам ты, помнится, хорохорился, что не веришь в бога. Выходит глупая молодеческая самонадеянность может явиться где-нибудь в глухом месте, в степи... А вот когда тут постоишь, потрясенный и безмолвный, да поглядишь и подумаешь хорошенько, то не только голова прояснится, но и мысль возникает, что всякое творение не обходится без участия могущественных сил. Ему на память пришли слова его дяди по имени Тит, богатого казака, который всегда говорил, что за любое дело надо браться с именем Бога, помолясъ, и дело всегда сладится.

Вот уж никогда бы не поверил, если б сам не испытал такого состояния, что из церкви люди выходят умиротворенные и очищенные от скверны дурных поступков. И с просветленной совестью Миронов вышел на паперть, новыми глазами взглянул на солнечный мир и на станицу. Улыбнулся в усы..."