Rambler's Top100
  
  

Исследования

Александров А.В.
"О традиционной мужской культуре в Саратовской и Тамбовской областях"

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8- -9- -10-


Представляем вам статью Тюменского историка, исследователя и собирателя русских бойцовских традиций - Андрея Александрова.

Публикуемый эспедиционный материал по Саратовской и Тамбовской областям даёт нам редкую возможность сравнить традиции этого региона с этнографическими реалиями других областей России. Обращает на себя внимание сходство многих черт бойцовской практики и обрядности Тамбовской и Саратовской областей с культурой кулачных бойцов северо-западной России, которую представляет наш сайт. Перечислим лишь немногие совпадения:

1. Наличие боевого наигрыша и танца под него.
     2. Представление об этой музыке, как о "нехорошей игре".
     3. Символика ношения головного убора и верхней одежды.
     4. Стрижка "под чуб".
     5. Бои "в тёмную" с разбиванием лампы.
     6. Вызывание на бой воткнутым оружием.
     7. Виды боевого зрения, способы "боевых взглядов".

Аналогичены также: набор основных боевых техник, видов традиционного оружия. Подобна и тактика построения боя.

Публикуемый Андреем Александровым материал заставляет нас вновь задуматься о широте бытования боевой культуры, определённой нами прежде, как "бойцовская северо-западная". Вероятно, эта традиция имела более широкое распространение не только на восток, но и на юг и юго-восток. Надеемся, что Андрей Александров продолжит свои исследования, и вскоре мы сможем получить более полные представления о традиционном Русском рукопашном бое.

Базлов Григорий.


Посвящается моему отцу и деду

Сегодня я настороженно отношусь, к сенсационным публикациям и новым фактам, которые касаются отечественной истории. Но было время, когда все публикации в печати, принималось мной на веру. Вспоминаю, какое восторженное чувство вызвали у меня первые публикации в журнале «Русский стиль». Всегда хотелось заниматься близкой по духу борьбой, а тут журнал по русской борьбе. Радости не было предела. Благо, остыв, разобрался что почем.

В журнале особенно запомнилась статья Базлова Г.Н. Через два года случайно попал к Григорию Николаевичу на семинар. После семинара, собрался коллектив единомышленников, стали тренироваться.

Через пару лет занятий появились сомнения. Почему до знакомства с борьбой ни мне, ни моим друзьям ничего не было известно о ней? Где доказательства?

Знакомство с трудами отечественных историков, с фактами в художественной литературе, летописях, записках иностранных путешественников утвердили меня во мнении, что борьба (рукопашный бой) была, но данные источники не дали мне описания борьбы как системы движений.

Потом я познакомился с видеоархивом Базлова Г.Н. В видеозаписях, я впервые увидел пляс «Бузу», как режутся знаки на трости, услышал наигрыши под драку, увидел, как бьют палкой, ножом, как делают броски, как наносят удары руками, ногами, головой. В показах стариков не было больших скоростей, высоких прыжков, все достаточно просто. Видеозаписи стали для меня доказательством существования борьбы. Но лучше убедиться воочию. Поэтому стал собирать материал по борьбе у себя в Тюмени и во время отпуска в Саратове.

Особое впечатление на меня оказало общение с двумя жителями Лысогорского района: Разумовым В.В. и Воеводиным Н.В. Разумов Владимир Васильевич. Родился в Татарии в 1945 г. Детство и молодость провел в д. Казывань Бондарского района Тамбовской области, а затем переехал в Саратовскую область. В настоящее время Разумов В.В. живет в Лысогорском районе в п. Лысые горы, на ул. Красноармейской 2.

Вот, что рассказал респондент Разумов В.В. о кулачных боях (так он называл драки) на тамбовщине в 40-х—60-х годах ХХ века. «Кулачные бои», о которых он поведал, проходили, в молодежной среде и были традиционным явлением. Начнем с того, как описывал респондент драки между «своими».

В деревне Казывань, которая делилась на две половины: «барщину» и «вольную», посреди села находился клуб. В праздничные дни с обоих концов деревни в клуб стекалась вся деревенская молодежь. И, конечно же, в таких случаях возникали драки. Драки не были стихийными и готовились заранее. «Вначале шли мальчишки, они начинали задираться “Ну чего ты лезешь ко мне? А ты, чего прешься?” Ну, слово за слово, начинается драка. За мальчишек лезут заступаться парни постарше, а потом еще старше, а потом и мужики начнут, забор сломают и палками кто кому по шее надает больше». На второй день идут друг к другу похмеляться «ты уж извини, что вчера так получилось».