Rambler's Top100
  
  

Исследования

Базлов Г.Н.
"Война и мир племени Дани." (По экспедиционным материалам)

-1- -2- -3- -4-

Папуас в переводе означает "кудрявый".

Западная половина острова Папуасов - Ириа-Ява, административно принадлежит Индонезии. На севере находится столица, город порт Джайпура. Через весь остров с северо-запада на юго-восток, тянется высокая горная цепь, до 5000м. На взгорье, среди серых скал и мутных рек затерян городишко Вамена ("вам", по папуасски - свинья). Вокруг него, в труднодоступных, заросших странными деревьями горных районах Папуа, живут первобытные племена Дани, Яли и Лани.

Различить их нетрудно, так как весь мужской костюм состоит из оружия, головного убора и "холима" (по индонезийски "котека"). Холим, специально выделанный плод в виде стручка или тыквы, который в период совершеннолетия (в 10 лет) мальчики торжественно одевают на "мужскую часть тела" и носят как символ родного племени и собственного мужества. Праздничный холим больше и ярче, в будни воины племени Лани носят толстый и короткий, похожий на тыкву холим, в племени Дани - узкий и немного искривлённый. Мужчин Яли легко узнать по кольцам из лианы ротанг, обёрнутым вокруг бёдер. Спереди одет, узкий холим, как у Дани.

Природа острова богата и разнообразна. Равнину покрывают буйные дождевые леса, болота кишат крокодилами, а по деревьям бродят жуки размером с женскую ладонь. Во влажном воздухе трудно дышать. Кажется, что кто-то забыл на огромной плите гигантских размеров чайник, который, выкипая, заполняет воздух густым паром. В горных районах иначе, температура и влажность вполне сравнимы с летней погодой в центральной России. Мало комаров, немного змей. Лес в горах невиданный и непролазный, кажется, что вот-вот продерётся сквозь чащу, динозавр или разгонит туман летающий ящер. Высокогорные болота многим похожи на родное приполярье. В папуасских тундрах холодно. Если бы не ржавого цвета карликовые пальмы и не диковинные деревья, можно было бы забыть, что ты на экваторе.

Племена папуасов Ирия-явы, и теперь живут в каменном веке. Лишь немногие железные предметы начинают проникать в быт.

Племя (в 100-150 человек) возглавляет вождь. Традиция передачи верховной власти неоднородна. По одной версии вождь сам выбирает преемника из числа наиболее талантливых и активных молодых воинов. По другой - вождём становится первенец вождя от первой жены. Когда власть передаётся "по наследству" необходимо одобрение избранника всем коллективом. Так, например 54-х летний Яли Мабэн стал вождём, преемником своего отца, в 14 лет, после того, как выиграл войну с соседним племенем и присоединил новые территории.

Для проведения масштабных хозяйственных работ - строительства каменной изгороди или налаживания ирригационной системы три, четыре или пять родственных племён объединялись вместе и выбирали общего руководителя. Ему делегировалась абсолютная власть, и все соплеменники подчинялись беспрекословно. Во время больших войн система структурирования сил племенного союза племён была аналогичной. Нынче, крупные боевые столкновения - редкость. Власти Индонезии проводят твёрдую последовательную политику прекращения межплеменных войн.

Другим представителем священной власти у папуасов является колдун. На нём лежат обязанности сохранения древних преданий, наблюдение за правильным исполнением племенных ритуалов, тяготы педагога, историка и хранителя мумии. В каждом крупном племенном объединении есть мумия древнего вождя, для которой выстроена специальная деревня. Там-то и обитает племенной колдун. По мнению исследователей, традиция поклонения мумифицированному вождю хоть и очень архаична, но является вторичной в системе культов папуасов Ириа-Явы. Народное суеверие приписывает мумии способность влиять на естественный ход событий. Она как бы является "своим" потусторонним существом в мире духов. Колдун обслуживает общение племени с мумией. Когда первобытный коллектив сталкивается с проблемой, которую невозможно решить привычными средствами, люди идут за советом к мертвому вождю - предку. "Мнение" мумии племени сообщает колдун.

Чёрная, сушеная, скорченная мумия, с холимом и в племенном головном уборе является, тем не менее, для племени символом единства, образом общего родства, памятником культурному герою и символом, связывающим прошлое с настоящим. В своём поведении папуас продолжает руководствоваться архаичным мировоззрением и древними жутковатыми традициями. Соблюдение бесчисленных примет и табу остаётся очень важной составляющей жизни первобытного человека.


-1- -2- -3- -4-